Читайте в предыдущей части статьи о Лакнау и дороге до центра випассаны.

Практикующие

Это был мой первый курс випассаны по Гоенке. Поэтому любопытно было посмотреть, кто приедет на курс, особенно учитывая, что он проходил в Индии. Вообще центр випассаны в Лакнау небольшой. В медитационном зале, думаю, помещается условно комфортно человек 70. Условно в смысле физически. Нас было 11 женщин и где-то 25 мужчин. Дня с четвертого-пятого к группе то и дело присоединялись на время старые студенты – уже прошедшие свой первый 10-дневный курс.

Поскольку женщины и мужчины не пересекаются в течение курса и сидят в медитационном зале отдельными группами, то мужчин я почти и не видела. Кроме иностранцев – вместе с ними мы ежедневно смотрели видео-записи бесед Гоенки Джи на английском. А вот женщин, конечно, рассмотрела внимательно. Не знаю, есть ли какой-то типаж практикующего випассану в России, в Индии меня удивило количество самых обычных, что называется тетечек и дядечек, столь отличных от наших искателей истины и.. приключений 🙂 Женщины отсидели весь курс в сари, чем вызывали мое ежедневное восхищение. Наблюдать, как они плюхаются на подушки для медитаций своими большими круглыми попами, обернутыми в N метров традиционной индийской одежды, было очень приятно.

Вообще женщины-участницы вызвали большое уважение тем, что оказались более упорными практиками. Мужчины то и дело выходили с групповых медитаций в процессе и до колокольчика об окончании медитации, так что к этому времени в зале могли остаться только женщины. Я это заметила не сразу, потому что не возникало мысли уйти (открыть глаза) раньше. Звуки шагов и скрип выпускающей-впускающей двери, конечно, нужно использовать как часть процесса, как и все остальное, но..  🙂 Хорошо, что зал не был заполнен участниками полностью.

Расскажу немного о проявлениях национального колорита на курсе. Первые три дня я перестраивалась на подъем в 4 утра и каждый перерыв оказывалась в горизонтальном положении. Сквозь дрему до меня доносились звуки снаружи, как кто-то подметал дорожки и поливал кустики и цветы. Я думала, вот надо же, какая хорошая организация курса. Как стало известно мне через несколько дней, дело было не в организации или может быть не только в ней. Индийские участницы курса наводили порядок в своих комнатах и вокруг, подметали все дорожки, и даже поливали их, чтоб не пылили, наводили красоту, втирали в волосы кокосовое масло, стирали одежду. Я не первый раз восхитилась индийскими чистоплотными пчелками и продолжала иногда дремать в перерывах. Подмела в комнате я первый раз на шестой день, когда наконец мне самой стало пыльно. Ну и постиралась первый раз, когда вся чистая одежда закончилась, погрузившись во внутренний процесс. Местные же были образцом регулярной и постоянной чистоплотности, как в общем то это и происходит повсеместно по стране. При всей разрухе и замусоренности страны индийцы — очень чистоплотная нация. Звучит, может быть, странно. Но на фоне мусора как раз-таки очень хорошо заметно, как люди наводят порядок в своих жилищах и поблизости.

Наклейка на двери в ванную в домиках медитаторов:

Jpeg

Девочки такие девочки, даже в 50 лет и даже на курсе медитации, где объявляется благородное молчание, и день на 6-7 стали болтать между собой, включая ассистента учителя. Мне было нормально, поскольку я языка не понимала. Иначе пожалуй попросила бы не разговаривать. А так и напрягать их не хотелось, что мне что-то не нравится, и непонятный язык легко было игнорировать.

Кроме меня из иностранцев было двое бельгийцев и француз, молодые ребята 20-25 лет. Все трое – новички, восхищенные необычностью произошедшего. В Лакнау мы возвращались вместе плюс еще один любознательный индиец  и провели там несколько часов вместе, покупая билеты на поезд, пробуя новые индийские лакомства и просто валяясь на лужайке. Ребята очень воспитанные, контактные и внимательные, несмотря на радость бургеру и пиву. С их слов, я была одной из тем всеобщего обсуждения на мужской половине в последний день, когда участникам разрешают уже общаться между собой. Мужчины те еще болтушки оказывается 😉 Стабильная (ну относительно как по мне)) падмасана впечатлила индусов. В общем мы прекрасно провели время в Лакнау, болтая об Индии, Европе, випассане и отношениях мужчины и женщины, куда без этого.

С иностранцами языкового барьера не было, местные же мой английский  понимали с трудом. Сначала несколько было волновалась, что как это я так говорю, что совсем меня непонятно. Но после окончания курса, когда в дребезжащей рикше по дороге в Лакнау я болтала с ребятами о всяком разном за жизнь, поняла что дело было не в моем, а в их, индийцев, английском, которые редко видимо говорят, особенно с иностранцами. Дошло до анекдота практически. Соседка оказалась учителем английского. И даже она меня не понимала и говорила с трудом, но говорить очень хотела, видимо из смеси женского любопытства и интереса попрактиковать.

Женщины удивили и на прощание тоже. В последний день, раннее утро вернее, во время последних сборов, участницы начали прощаться друг с другом, ко мне тоже заглядывали в домик, причем не одна из них расплакалась – я толком и не поняла почему.

Сыроедение

По той информации, что я встречала в интернете, у меня сложилось впечатление, что на випассане сыроедов не особенно жалуют и на встречу не идут, даже если есть возможность. Поэтому при подаче заявки на курс я не узнавала о возможности кушать только свежие овощи и фрукты, орешки, сухофрукты и т.д.

Но все удивительным образом сложилось мне на пользу. На второй день на первой медитации в 4:30 я не смогла сидеть вообще, кишечник скрутило так, что моглось только дышать. Вернулась в комнату и отключилась на часа полтора. Днем уменьшила количество пищи, но к вечеру мне опять стало плохо, ночь была тяжелой. Так что с третьего дня началось мое вынужденное в данном случае сыроедение.

Объяснить для себя случившееся недомогание мне не удалось. Последние 9 месяцев я не сыроедила строго и регулярно. Не могу сказать, что при этом чувствую себя хорошо, но точно не так плохо, как мне стало в центре випассаны. Нельзя сказать, что еда была совсем плохая, хотя на второй день и давали что-то разогретое вчерашнее, что сейчас практически неприемлемо для меня. После последнего чистого периода строгого сыроедения я стала довольно чувствительна к смене пищи с вареной на сырую и обратно. Но в центре випассаны реакция на термически обработанное была экстра-болезненной. В общем склоняюсь к версии проведения 🙂 что очень помогло мне в практике.

Согласно правилам курса всю еду, как и средства коммуникации, пишущие принадлежности и т. д. необходимо сдать администрации до начала курса. По счастливой случайности (восхищаюсь совершенством мироздания!) у меня с собой оказалось два килограмма 🙂 изюма, грамм 150 инжира и пакетик прекрасного урюка, почти килограмм привезенного накануне со Шри-Ланки отменного кешью, еще какие-то неизвестные мне до этого и похожие на кедровые орехи, в общий прекрасный сухофруктно-ореховый набор. В первый же день, как мне стало нехорошо, я спросила разрешения учителя воспользоваться всем этим богатством. Благо мне с легкостью пошли на встречу и сразу же после первого сырого завтрака я с легкостью отсидела часовую медитацию не двигаясь. Так вот неожиданно настало мне гастрономически-энергетическое счастье.

Когда я просила воспользоваться своими запасами, то спрашивала разрешения заплатить за доставку и покупку фруктов для меня. Эту часть моей просьбы как-то проигнорировали или не поняли. Я не стала настаивать, не хотела беспокоить излишне служителей. Все же меня кормили только свежим, как мне было нужно, и это уже детали и изыски, что хотелось чего-то определенного. В основном давали овощи и пару фруктов в день. Возможно по этой причине мне весь курс было как-то зябко, из-за овощей. Обычно я довольно нормально переношу индийскую и довольно более северную и соответственно холодную зиму. А тут куталась в практически ту же одежду, что и в Уттаркашах, что много километров на север, в Гималаях. А вот местным женщинам хватало сари и даже носков они не одевали. Я же с радостью вытащила из закромов термобелье, флиску и шерстяную шаль. Вспоминая как в осенние и даже летние вечера-ночи в Подмосковье не один раз объясняла мерзнущим при взгляде на меня босоногую окружающим, что мне не холодно, в Лакнау хотелось греться одеждой. Это в общем на тему, что в плане холода нужно готовиться к Индии, и не только к Лакнау. В зимний период в Индии во многих областях идет необычный для русских перепад температур. Днем на солнышке может быть очень жарко, а вот ночью весьма ощутимо холодает. Учитывая каменные дома и отсутствие централизованного отопления, а также обогревателей. Так что позаботьтесь о своем тепле.

Возвращаясь к сыроедению, можно сказать, что отношение окружающих особо не отличается от отношения среди русскоговорящих. Окружающие смотрели с жалостью, а позднее со смесью ужаса и удивления на лице, спрашивали, как это я не ем чапати и дал :-). Служительница, помощник учителя спрашивала как же я выживу на такой еде. Потом как мне показалось, она сама стала чаще хрустеть чем-нибудь свежим, после того как я ей порассказывала, насколько хорошо это влияет на медитацию. Первые два дня давали какую-то разновидность бобовых, пророщенную. На третий день случилась картина маслом. Служитель с кухни вынес мне тали (большая плоская тарелка), на котором была порезанная свежая броколли и какая-то трава. Служительница с недоумением и немым вопросом, как же это можно есть, передавала мне это тали. А вот думаю мальчик все понял по моему лицу, как же я была рада и траве, и броколли. Я улыбнулась с благодарностью, а он в ответ – с пониманием. После в основном пророщенных бобовых в первые два дня это был праздник, хотя мелькнула мысль не экспериментируют ли они на мне, порезав первую попавшуюся траву))) Ну я привередничать не стала, умяла все с радостью. В целом еды хватало, мне подбрасывали иногда еще один-два фрукта, плюс мои «запасы», голодной не была никогда. Очень я, конечно, рада, что так все сложилось само собой, потому что сыроедить на випассане мне всегда ОЧЕНЬ хотелось. В моем опыте такой способ питания ощутимо влияет на результаты.

Местные же кушали в столовой привычную им индийскую еду. Порции в центре не маленькие, скорее больше, чем нужно. Ну и серьезно так, по-индийски остро. Судя по звукам в медитационном зале.. переварить такую пищу успешно не удается многим. Но не похоже было, что кто-то на это жаловался, скорее это привычно для местных. С одной стороны странная ситуация, с другой стороны понятная.. Сила привычки велика.

Столовая центра випассаны в Лакнау:

Столовая центра випассаны в Лакнау

На сырой еде сиделось хорошо. Я чувствовала, что тело не прегружено перевариванием вареного, полно энергии, после еды не клонило в сон, а наоборот – я чувствовала себя бодрее после каждого перекуса. Если надумаю повторить випассану, то постараюсь, конечно, на сыроедении. И мне подсказали местные опытные медитаторы, что в Дарамсале довольно много иностранцев проходит 10-дневный курс, и в целом им идут на встречу в питании.

Читайте далее подробнее о практике випассаны и возможных результатах.

comments powered by HyperComments
Випасcана на сыроедении в Лакнау, ноябрь 2014 часть 1 | Индия. Путешествие – практика.
2015-02-07 20:31:08
[…] далее о практикующих и сыроедении на курсе, о моей практике […]